Строительство автомобильных дорог
 

Элементы дорог.

Улицы и дороги — сложные инженерные сооружения, состоящие из отдельных конструктивных элементов: проезжей части, тротуаров, полос зеленых насаждений, сети дождевой канализации. Городские дороги должны удовлетворять ряду требований, главными из которых являются удобство и безопасность движения транспорта и пешеходов. Они должны быть по возможности прямыми с хорошей видимостью в плане и продольном профиле.
Ширина проезжей части и тротуаров должна соответствовать размерам транспортного и пешеходного движения. Дорожная одежда должна обладать необходимой прочностью, ровностью, шероховатостью. С проезжей части дорог и тротуаров должен быть обеспечен хороший водоотвод. Улица должна быть озеленена и хорошо освещена. Проезжую часть городских дорог ограждают бортовыми камнями, предохраняющими транспорт от съезда на тротуар или в газонную часть. Поэтому бортовые камни должны выступать над проезжей частью не менее чем на 15 см. В современных условиях большое значение приобретает организация стоянок автомобильного транспорта у крупных жилых и общественных зданий, вокзалов, стадионов, парков и т. д.
Об улице, как о комплексе инженерных сооружений можно судить по ее поперечному профилю. На поперечном профиле указаны элементы улицы в разрезе. В состав поперечного профиля входят: проезжая часть, тротуары, трамвайное полотно, полосы зеленых насаждений. Простейшим поперечным профилем городской улицы является профиль с проезжей частью и тротуарами. Зеленые насаждения — деревья и кустарники не только придают улице уютный и нарядный вид, но и защищают здания и прохожих от шума, пыли, выхлопных газов.
Улица может иметь две проезжие части, каждая из которых предназначена для движения транспорта водном направлении. Проезжие части могут быть разделены зеленой полосой газона, аллеей или бульваром. Иногда между проезжими частями устраивают трамвайное полотно. Трамвайное полотно может быть также расположено посередине проезжей части, смещено в ту или другую сторону относительно осевой.линии улицы или размещаться по обе стороны' от нее. К элементам поперечного профиля улицы относятся также всевозможные подземные коммуникации, предназначенные для снабжения жилых кварталов и промышленных предприятий водой, электроэнергией, газом и т. д., а также для удаления канализационных и ливневых вод.
Вопросы, связанные с благоустройством улиц, должны, как правило, решаться комплексно, с учетом устройства и переустройства как наземных, так и подземных сооружений. Строительству городской дороги должна предшествовать прокладка подземных коммуникаций. Отступление от этого правила приводит впоследствии к разрытиям на проезжей части и тротуарах, влечет за собой просадки и разрушение дорожных одежд, сокращение сроков их службы. Подземные коммуникации в городах во многих случаях прокладывают под проезжей частью дорог и под тротуарами, что также нередко приводит к разрытиям дорожных одежд при ремонте коммуникаций. По данным Уральского научно-исследовательского института Академии коммунального хозяйства имени К. Д. Памфилова, размеры разрытии в городах составляют ежегодно до 10% общей площади дорожных покрытий. Непроизводительные затраты, связанные с восстановлением дорожных одежд, после разрытии и ремонта подземных коммуникаций для городов с населением в 1 млн. чел. составляют около 400 тыс. руб. в год. Более чем вдвое сокращаются сроки службы дорожных покрытий.
В последние годы все большее распространение стала получать совмещенная прокладка подземных коммуникаций в общих коллекторах — проходных и полупроходных. В них размещают линии теплосети, водопровода, газа, электрические и телефонные кабели. Иногда в одной траншее с общим коллектором прокладывают линии хозяйственно-бытовой или дождевой канализации. Общие коллекторы располагают под проезжей частью улиц и дорог (кроме скоростных и магистральных), а также под газонами и разделительными полосами.

 
© 2008
 
rss