Строительство автомобильных дорог
 

Одежды дорог.

Несущие конструкции улиц и дорог называют дорожными одеждами. Назначение дорожной одежды —воспринимать нагрузку от проезжающих по дороге автомобилей, автобусов, троллейбусов и передавать ее в рассредоточенном виде на грунт земляного полотна. Конструкция дорожной одежды должна соответствовать условиям движения транспорта по проезжей части дороги, обеспечивать бесперебойное и безопасное следование транспортных средств с расчетными скоростями и нагрузками независимо от времени года, погодных условий и водно-теплового режима земляного полотна. Конструкции дорожных одежд выбирают с таким расчетом, чтобы они были прочными, ровными, достаточно шероховатыми и отвечали необходимым санитарно-гигиеническим требованиям.
Грунтовые дороги не всегда обладают достаточной прочностью и сопротивляемостью к воздействию нагрузок от тяжелых автомобилей, атмосферных и других факторов. Такие дороги очень быстро разрушаются, поэтому проезжую часть улиц покрывают дорожной одеждой, состоящей из нескольких слоев прочного материала, или укрепляют местные грунты различными вяжущими. Конструктивные слои дорожных одежд — покрытие, основание, подстилающий слой — выполняют различные функции.
Покрытие — верхний слой дорожной одежды, воспринимающий нагрузки непосредственно от колес транспорта. Покрытие может состоять из одного или двух слоев. В двухслойном покрытии верхний слой — основной несущий, а нижний служит для выравнивания основания и улучшения сцепления покрытия с основанием проезжей части. Иногда по верхнему слою укладывают слой износа, который служит для защиты покрытия от истирающего действия колес, атмосферных влияний, и т.д. По мере износа защитный слой возобновляют. На рис. 3 показано действие на дорожную одежду нагрузки от проезжающего по ней транспорта, откуда видно, что наибольшие вертикальные напряжения в дорожной одежде возникают на поверхности. С глубиной они уменьшаются и постепенно исчезают.
Кроме вертикальных напряжений дорожная одежда испытывает и действие горизонтальных сдвигающих усилий. Здесь максимальные силы также действуют на поверхности, затухая по мере углубления. Таким образом, верхние слои дорожной одежды должны обладать более высокой прочностью, а нижние слои можно устраивать из менее прочных материалов. Основным материалом, применяемым для устройства покрытий городских дорог, является асфальтобетон. Кроме того, в городах можно встретить и другие виды покрытий: це-ментобетонные, булыжные, из брусчатки, мозаики, щебеночных, гравийных материалов и т.д.
Несущей конструкцией дорожной одежды является основание. Оно воспринимает внешние нагрузки, освобожденные в значительной степени покрытием от динамических свойств, и распределяет их по подстилающему слою или грунту земляного полотна. Основание может состоять из одного или нескольких слоев, суммарную толщину которых устанавливают расчетом.
Для равномерной передачи усилий от движения транспорта на грунт земляного полотна, а также удаления проникающих в дорожную конструкцию поверхностных и грунтовых вод служит подстилающий слой. Его устраивают из хорошо фильтрующих морозостойких материалов— песка, гравия, шлака и др. Если земляное полотно сделано из достаточно устойчивых фильтрующих грунтов (песчаных или гравелистых), дорожную одежду можно выполнить без подстилающего слоя — непосредственно на грунте земляного полотна.
Дорожные одежды в зависимости от способности воспринимать растягивающие напряжения разделяют на нежесткие и жесткие или упругожесткие. К нежестким относятся конструкции из зернистых материалов, например асфальтобетонные покрытия на щебеночных или гравийных основаниях. Они обладают достаточной прочностью и сопротивляемостью к нагрузкам от проезжающего транспорта, но из-за высокой пластичности плохо воспринимают изгибающие усилия и способны накапливать остаточные деформации от повторяющихся нагрузок.

1 | 2

 
© 2008
 
rss