Строительство автомобильных дорог
 

Водоотводы.

Водоотвод с проезжей части улиц и дорог. С проезжей части городских улиц и дорог, а также с прилегающих к ним внутриквартальных и дворовых территорий должно быть обеспечено хорошее отведение дождевых и талых вод. Водоотвод с проезжей части дорог осуществляется открытой, закрытой или смешанной системами водостоков.
Открытая система состоит из лотков, кюветов, арыков и т. п. В качестве лотков для отвода воды служат полосы проезжей части, примыкающие к бортовому камню. Иногда вдоль проезжей части устраивают отдельные лотки различного сечения и формы. Открытую систему водоотвода нельзя считать удовлетворяющей современным требованиям городского благоустройства. Она требует пересечения открытыми лотками перекрестков, что затрудняет движение транспорта и пешеходов. Кроме того, открытая система водостоков в виде отдельных лотков портит внешний вид улицы, является сборником мусора и нечистот. Открытую систему водоотвода допускают в качестве временной меры в районах города преобладанием малоэтажной застройки.
Закрытая система водостоков представляет собой подземную сеть трубопроводов со смотровыми и водоприемными колодцами. Смешанная система водоотвода состоит из закрытой, проложенной в местах сбора и выпуска поверхностных вод, и открытой —на верховых участках городских улиц. Закрытая система водостоков является наиболее современной.
Строительству дорог, особенно в крупных городах, непременно должна предшествовать прокладка подземной сети дождевой канализации. В отдельных городах местные коммунальные органы и строители дорог нередко пренебрегают этим правилом, предполагая ложную экономию средств. Однако, как показывает практика, дороги, не обеспеченные хорошим водоотводом, недолговечны, и затраты на их восстановительные ремонты значительно превышают стоимость устройства закрытых водостоков.
Для приема воды из лотков проезжей части служат водоприемные колодцы. Их устраивают по лоткам проезжей части в местах водосбора (пониженных точках продольного профиля), на перекрестках улиц со стороны притока воды, на улицах между перекрестками в соответствии с принятым шагом расстановки колодцев. Расстояние между, колодцами (шаг) принимают в зависимости от продольного уклона проезжей части:
Продольный уклон, Шаг, м
До 4............ 50
4-6 ............ 60
6-10 ............ 70
10-30 ............ 80
Более 30............ 90
При ширине проезжей части более Ими односкатном профиле дороги, а также при ширине проезжей части более 24 м и двускатном профиле расстояние между водоприемными колодцами не должно превышать 60 м. Дождевую канализацию сооружают из железобетонных или асбоцементных труб различного диаметра. Диаметр труб назначают в зависимости от расчетного расхода воды. Трубы укладывают на различные типы оснований в зависимости от грунтовых условий. При нормативном сопротивлении грунта до 0,15 МПа дождевую канализацию устраивают на естественном грунтовом основании. При меньших значениях нормативного сопротивления грунта или при свеженасыпных грунтах устраивают бетонные или железобетонные основания.
При большом сечении труб магистрального водостока его называют коллектором. Иногда вместо круглых прокладывают подземные коллекторы прямоугольного сечения. Глубина прокладки дождевой канализации зависит от рельефа местности, а также условий производства работ. Она должна быть не менее 0,7 м. Такой же высоты устраивают и грунтовую засыпку водостока для более равномерного распределения давления на трубы. Если дождевая канализация проходит под проезжей частью на глубине менее 0,7 м, трубы заключают в железобетонную обойму.
Для присоединения к магистральному водостоку веток, идущих от водоприемных колодцев, а также очистки труб от песка, грязи, мусора устраивают смотровые колодцы. Расстояние между смотровыми колодцами принимают в зависимости от диаметра труб. Они не должны превышать следующих величин:
Расстояние Диаметр трубы, м между
колодцами, м
0,3-0,4 .......... 40-50
0,5-0,8............ 50-60
0,8-1 .......... 60-70
1-1,5 .......... 70-120

 

 
© 2008
 
rss